ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка 6-7 лет, можно заключить, что на этом возрастном этапе дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. У ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которое можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия на основе усвоения общественных норм поведения. Его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.

На сегодняшний день известно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В структуре психологической готовности принято выделять личностную и интеллектуальную готовность, о которых было рассказано на предыдущей консультации.

Чтобы составить общее впечатление об уровне развития готовности к школьному обучению можно использовать ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека.

Этот тест обладает рядом существенных достоинств для первоначального обследования детей:

- не требует продолжительного времени для проведения;

- может быть использован как для индивидуальных, так и для групповых обследований;

- имеет нормативы, разработанные на большой выборке;

- не требует специальных средств и условий для проведения.

Описание теста приведено в кн. Е.И. Рогова «Настольная книга практического психолога»

Что же касается развития социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, развитием мыслительных операций, то эти свойства довольно четко диагностируются в опроснике Я. Йерасека «Ориентировочный тест школьной зрелости», состоящем из 20-ти вопросов.

Мотивационная готовность ребенка оценивается через беседу.

Нужно ли каким особым образом готовиться родителям к поступлению ребенка в первый класс? Безусловно! Конечно, нельзя возлагать всю ответственность за такой серьезный «шаг вперед», смену социальной позиции ребенка только на него самого и опытных педагогов и воспитателей.

Во-первых, взрослому необходимо иметь достаточно знаний о том, из чего эта самая готовность складывается (узнать б этом можно из книг, на консультации у психолога, у воспитателя и учителя, а также из лекций на родительских собраниях)

Во-вторых, всячески способствовать развитию школьной готовности (регулярно приводить ребенка на занятия в д/сад или школу, обеспечить дополнительное образование, выполнять рекомендации психолога, проводить с ребенком воспитательные и развивающие мероприятия: беседы и игры и пр.). Т.е. быть активным участником этого процесса.

В-третьих, сохранять спокойное и уверенное собственное поведение и обеспечивать семейное благополучие.

В- четвертых, посодействовать ребенку в успешной адаптации в период поступления в школу, активно поддерживая соматическое здоровье и благоприятный психологический климат.

Помните, что родитель должен обеспечить ребенку надежный тыл, оказать любую помощь в случае необходимости. Вашему ребенку всего семь, он, конечно, повзрослел, но все-таки еще не может брать на себя ответственность за все свои поступки и безупречно выполнять каждое задание. Он, так же как и вы имеет право на ошибку… И еще много других прав… А у вас есть очень важные обязанности по отношению к нему. И обязанностей у нас, родителей гораздо больше чем, прав. Поэтому, перед тем как предъявлять сыну или дочке все новые и новые претензии и требования, посмотрите, как Вы сами справляетесь со своей ролью.

1 сентября не за горами. Подумайте, как ваша семья отметит этот важный день в жизни ребенка. Может быть будет праздничный обед, а потом веселые игры. Или поход на природу вместе с друзьями-одноклассниками. Или что-то еще, что вы придумаете сами. Главное, чтобы этот день был отмечен, проведен как-то особенно.

Если есть возможность взять отпуск в сентябре – используйте эту возможность. Время летит стремительно, больше уже никогда ваш ребенок не станет «первоклашкой», а повзрослев, не позволит целовать в макушку и поправлять форму у школьных дверей… Наслаждайтесь каждым днем, каждым мгновением, проведенным вместе с маленьким учеником. Помогайте и терпеливо разъясняйте домашние задания, если он не справляется сам.

Правильно было бы сказать, что к школьному обучению надо быть готовым не только ребенку, но и всей семье.

Желаю успехов, здоровья и хорошего настроения. В добрый час!

 

Психолог Екатерина Грибкова