«Готов ли ребенок к школе?» На этот вопрос трудно ответить однозначно. Для одних взрослых это умение читать, писать и считать (таких, пожалуй, большинство); для других – способность сосредоточиться на определенном деле и выполнять его по инструкции; для третьих – большой запас сведений и знаний по принципу «все обо всем» (чем более разнообразны эти знания, тем лучше); для четвертых – умение выполнять все требования взрослых. Перечень требований к ребенку, предъявляемых воспитателями, педагогами, родителями, можно было бы продолжить. И каждый будет по - своему прав, так понятия «абсолютная готовность» не существует. Разные дети, разные условия, разные требования обучения…
Тест, который поможет взрослым глубже узнать ребенка и определить, достаточно ли сформированы те качества и умения, которые позволят ему успешно учиться:
Прежде чем ответить на вопросы, желательно, чтобы взрослый внимательно наблюдал за ребенком, разумеется, не ставя, никаких условий.
Поведение ребенка, способности, качества и умения можно оценивать в баллах: 5 – данная способность или качество ярко выражено и не вызывает сомнений; 4 – иногда бывает иначе, этот качество или умение может быть развито лучше; 3 - есть проблемы: поведение, качества, умения развиты недостаточно; 2 – проявляются редко; 1- выражены слабо, реализуются с большим трудом, не развиты.
Все вопросы сгруппированы в отдельные блоки. Разделение это достаточно условное.
Социальное развитие.
- Ребенок спокойно идет на контакт со сверстниками и взрослыми
- Общается со сверстниками, знает правила общения
- Управляет своим поведением, знает, что можно и чего нельзя, неагрессивен, недрачлив
- Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен
- Хорошо адаптируется в новой обстановке, не возбуждается
- Умеет различать настроение взрослых
- Не избегает общения
Организация деятельности
- Ребенок инструкцию воспринимает и по ней действие в соответствии с поставленной целью и задачами; ему не нужно несколько раз повторять задание
- Может планировать свою деятельность, не действует хаотично, методом проб и ошибок
- Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы
- Самостоятельно находит и исправляет ошибки в своей работе, не ждет конкретных указаний
- Может сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять задание в течении 10-15 минут
- Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых
- При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание
- Не отказывается от заданий
Общее развитие
- Ребенок способен систематизировать и классифицировать общие и отличительные признаки предметов, явлений, процессов
- Наблюдателен, анализирует простые причинно-следственные связи
- Активно воспринимает новую информацию, задает вопросы
- Понимает смысл и последовательность событий
- Имеет элементарный запас сведений о себе, семье, быте, умеет ими пользоваться
- Высказывает собственные элементарные суждения, делает простые логические выводы, может продолжить словесное суждение
Развитие внимания и памяти
- Ребенок удерживает внимание в течении 10-15 минут, не отвлекается, даже если эта деятельность не очень интересна
- Для концентрации внимания в течении 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций
- Переключается с одного вида деятельности на другой
- Может запомнить 10 не связанных между собой слов при 4-5 кратном повторении
- Произвольно запоминает 10 слов при подкреплении наглядными образами
- Может сгруппировать по смыслу слова и запомнить их
- После нескольких повторений запоминает стихотворение из 4-8 строк
Речевое развитие
- Ребенок правильно произносит звуки
- Может выделить звук в начале, середине, конце слова
- Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него
- Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения
- Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинкам
- В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой
- передает интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа
Развитие движений и пространственная ориентация
- Ребенок уверенно действует в быту (ест вилкой, ложкой, расстегивает и застегивает пуговицы, чистит зубы, одевается и пр.)
- Ходит, бегает, прыгает, катается на велосипеде, лыжах, коньках, прыгает через скакалку и пр.
- В сохранении равновесия движения координированы и ловки
- Хорошо ориентируется в пространстве
- Не испытывает затруднений при работе с конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями
- Стремиться научиться лепить, вязать
- Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений
Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации
- Ребенок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки
- Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов
- Различает расположение фигур в пространстве
- Срисовывает простые геометрические формы
- Копирует буквы
- Находит часть целой фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу
- Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу
Личностное развитие
- Ребенок осознает, как вести себя со сверстниками и как со взрослыми
- Стремиться установить и сохранить позитивные отношения со сверстниками и взрослыми в ходе общения
- Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нуждаясь в присутствии взрослого
- Стремится к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен объективно оценивать результат
- Отличает, что «хорошо» и что «плохо»
- Проявляет активный интерес к новому, к миру взрослых
- Стремится к личным достижениям, признанию
Здоровье (от1 до 5 лет)
- Ребенок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год)
- Не имеет тяжелых и хронических заболеваний
- Спокоен, усидчив, нераздражителен
- Хорошо засыпает и спокойно спит
- Не подвержен избыточным страхам
- Нет навязчивых движений
- В речи нет выраженных задержек в развитии
10. Определение ведущей руки
- Ребенок рисует одинаковые рисунки правой и левой рукой
- Рисует 10 крестиков правой и левой рукой
- Раскладывает карточки лото: в одной руке стопка, другой раскладывает
- Составляет цепочки из 10 скрепок
- Развязывает узелки
- Нанизывает пуговицы
- Бросает теннисный мяч
- Откручивает крышки
- Выкладывает фигуру из палочек
- Метает дротики
- Переливает воду
- Наматывает нитки на катушку
- Наличие в семье леворуких родственников
Исходя из результатов данного теста, можно выявить примерный уровень готовности ребенка к школьному обучению.
Итак, мы видим, что готовность к школе предполагает определенный уровень:
- социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение
- развитее тех функций, без которых обучение затруднено (внимание, память, восприятие, речь, моторика, координация и др.)
- личностного развития, характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию
- состояние здоровья
Психолог Екатерина Грибкова