«ПОРТРЕТ» БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

«Готов ли ребенок к школе?» На этот вопрос трудно ответить однозначно. Для одних взрослых это умение читать, писать и считать (таких, пожалуй, большинство); для других – способность сосредоточиться на определенном деле и выполнять его по инструкции; для третьих – большой запас сведений и знаний по принципу «все обо всем» (чем более разнообразны эти знания, тем лучше); для четвертых – умение выполнять все требования взрослых. Перечень требований к ребенку, предъявляемых воспитателями, педагогами, родителями, можно было бы продолжить. И каждый будет по - своему прав, так понятия «абсолютная готовность» не существует. Разные дети, разные условия, разные требования обучения…

Тест, который поможет взрослым глубже узнать ребенка и определить, достаточно ли сформированы те качества и умения, которые позволят ему успешно учиться:

Прежде чем ответить на вопросы, желательно, чтобы взрослый внимательно наблюдал за ребенком, разумеется, не ставя, никаких условий.

Поведение ребенка, способности, качества и умения можно оценивать в баллах: 5 – данная способность или качество ярко выражено и не вызывает сомнений; 4 – иногда бывает иначе, этот качество или умение может быть развито лучше; 3 - есть проблемы: поведение, качества, умения развиты недостаточно; 2 – проявляются редко; 1- выражены слабо, реализуются с большим трудом, не развиты.

Все вопросы сгруппированы в отдельные блоки. Разделение это достаточно условное.

  1. Социальное развитие.

- Ребенок спокойно идет на контакт со сверстниками и взрослыми

- Общается со сверстниками, знает правила общения

- Управляет своим поведением, знает, что можно и чего нельзя, неагрессивен, недрачлив

- Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен

- Хорошо адаптируется в новой обстановке, не возбуждается

- Умеет различать настроение взрослых

- Не избегает общения

  1. Организация деятельности

- Ребенок инструкцию воспринимает и по ней действие в соответствии с поставленной целью и задачами; ему не нужно несколько раз повторять задание

- Может планировать свою деятельность, не действует хаотично, методом проб и ошибок

- Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы

- Самостоятельно находит и исправляет ошибки в своей работе, не ждет конкретных указаний

- Может сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять задание в течении 10-15 минут

- Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых

- При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание

- Не отказывается от заданий

  1. Общее развитие

- Ребенок способен систематизировать и классифицировать общие и отличительные признаки предметов, явлений, процессов

- Наблюдателен, анализирует простые причинно-следственные связи

- Активно воспринимает новую информацию, задает вопросы

- Понимает смысл и последовательность событий

- Имеет элементарный запас сведений о себе, семье, быте, умеет ими пользоваться

- Высказывает собственные элементарные суждения, делает простые логические выводы, может продолжить словесное суждение

  1. Развитие внимания и памяти

- Ребенок удерживает внимание в течении 10-15 минут, не отвлекается, даже если эта деятельность не очень интересна

- Для концентрации внимания в течении 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций

- Переключается с одного вида деятельности на другой

- Может запомнить 10 не связанных между собой слов при 4-5 кратном повторении

- Произвольно запоминает 10 слов при подкреплении наглядными образами

- Может сгруппировать по смыслу слова и запомнить их

- После нескольких повторений запоминает стихотворение из 4-8 строк

  1. Речевое развитие

- Ребенок правильно произносит звуки

- Может выделить звук в начале, середине, конце слова

- Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него

- Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения

- Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинкам

- В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой

- передает интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа

  1. Развитие движений и пространственная ориентация

- Ребенок уверенно действует в быту (ест вилкой, ложкой, расстегивает и застегивает пуговицы, чистит зубы, одевается и пр.)

- Ходит, бегает, прыгает, катается на велосипеде, лыжах, коньках, прыгает через скакалку и пр.

- В сохранении равновесия движения координированы и ловки

- Хорошо ориентируется в пространстве

- Не испытывает затруднений при работе с конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями

- Стремиться научиться лепить, вязать

- Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений

  1. Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации

- Ребенок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки

- Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов

- Различает расположение фигур в пространстве

- Срисовывает простые геометрические формы

- Копирует буквы

- Находит часть целой фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу

- Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу

  1. Личностное развитие

- Ребенок осознает, как вести себя со сверстниками и как со взрослыми

- Стремиться установить и сохранить позитивные отношения со сверстниками и взрослыми в ходе общения

- Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нуждаясь в присутствии взрослого

- Стремится к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен объективно оценивать результат

- Отличает, что «хорошо» и что «плохо»

- Проявляет активный интерес к новому, к миру взрослых

- Стремится к личным достижениям, признанию

  1. Здоровье (от1 до 5 лет)

- Ребенок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год)

- Не имеет тяжелых и хронических заболеваний

- Спокоен, усидчив, нераздражителен

- Хорошо засыпает и спокойно спит

- Не подвержен избыточным страхам

- Нет навязчивых движений

- В речи нет выраженных задержек в развитии

10. Определение ведущей руки

- Ребенок рисует одинаковые рисунки правой и левой рукой

- Рисует 10 крестиков правой и левой рукой

- Раскладывает карточки лото: в одной руке стопка, другой раскладывает

- Составляет цепочки из 10 скрепок

- Развязывает узелки

- Нанизывает пуговицы

- Бросает теннисный мяч

- Откручивает крышки

- Выкладывает фигуру из палочек

- Метает дротики

- Переливает воду

- Наматывает нитки на катушку

- Наличие в семье леворуких родственников

Исходя из результатов данного теста, можно выявить примерный уровень готовности ребенка к школьному обучению.

Итак, мы видим, что готовность к школе предполагает определенный уровень:

- социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение

- развитее тех функций, без которых обучение затруднено (внимание, память, восприятие, речь, моторика, координация и др.)

- личностного развития, характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию

- состояние здоровья

Психолог Екатерина Грибкова