В настоящее время резко возросло число детей с отклонениями в психическом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается в образовательном пространстве в целом: в яслях, детских садах, школе. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ.
Заметно увеличивается количество коррекционных классов, всевозможных реабилитационных центров и консультаций. Специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы, позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит ребенка непосредственно, по типу «симптом – мишень» во многих случаях не приносят результата.
Традиционно методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое – собственно когнитивные методы, чаще всего ориентированные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование тех или иных психических функций. Второе направление – методы двигательной коррекции и телесно-ориентированные психотехники, которые давно зарекомендовали себя как эффективный инструмент преодоления психологических проблем.
Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход к коррекции и абилитации психического развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархиезированном комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния.
Фундаментом технологии комплексного нейропсихологического сопровождения развития ребенка является метод замещающего онтогенеза (автор Семенович А.В.)
КАК ПРОХОДЯТ ЗАНЯТИЯ
Занятия с детьми проходят в определенном режиме: в течении 3 месяцев по 2 раза в неделю (продолжительность индивидуальна – обычно от 30 минут до 1 часа), затем перерыв – 1-2 месяца, и снова 3 месяца по 2 раза в неделю. Предусмотрено выполнение домашних заданий (специальных упражнений). В ходе занятия дети выполняют: дыхательную гимнастику, глазодвигательные упражнения, самомассаж; растяжки; релаксацию; ползанье; игры с мячом; упражнения на развитие чувства ритма; игры, устные и письменные задания на развитие всех психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия.
Психолог определит, какая форма работы подходит Вашему ребенку: индивидуальная или в малой группе.
ПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ
Особенно полезны занятия для детей с ММД (минимальными мозговыми дисфункциями), которые нередко проявляются в виде СДВГ (синдрома дефицита внимания с гиперактивностью), ЗПР (задержками психического развития), ЗРР (задержками речевого развития) и некоторыми другими вариантами отклонений в развитии.
Возрастной минимум – 5 лет.
Клинический (медицинский) психолог Грибкова Е.А.