Что нужно знать, когда Вы собираетесь на прием к психологу

Что нужно знать, когда Вы собираетесь на прием к психологу

Прежде всего, решите для себя,  что Вы ожидаете от приема. Существует представление, что психолог знает «волшебный рецепт», который решит проблему или ответит на важный для вас вопрос сразу. Зачастую для решения какого-то вопроса может потребоваться некоторое время и прикладывание  усилий, как со стороны клиента, так и со стороны специалиста.  Для этого составляется психотерапевтический контракт.

Что это такое?  Это набор правил и условий, при которых будет осуществляться психотерапевтическая работа. Как правило, это устный договор  между клиентом и психологом (психотерапевтом), при необходимости это можно сделать письменно. Какого-то единого правила такого договора нет. У каждого специалиста он может отличаться. Вот примерный вариант договора, в который включены основные пункты:

- каким будет процесс психотерапии (движение от отрицательного к положительному = желаемый результат)

 -как клиент будет понимать, что достигает желаемого, как он представляет процесс изменений, что готов делать со своей стороны, чтобы достичь желаемого результата и т.д.

- длительность и регулярность встреч,

- стоимость сессий  и оплата пропусков,

- условия завершения терапии.

Для чего это нужно? Для того, что бы обе стороны  одинаково понимали, что является предметом договоренности, как будет происходить процесс, какой результат следует ожидать и какие обязательства каждой из сторон. Если обсудить все эти моменты на первых встречах, то можно избежать некоторых сложностей и негативных эффектов. Кроме всего договор повышает доверие между клиентом и психологом (психотерапевтом), ведь психотерапия- это очень специфический вид услуг, это не только оказание помощи, но и выстраивание чисто человеческих отношений. От того, как складываются такие отношения, порой зависит эффективность работы.

Договор имеет смысл заключать при длительных отношениях.

Если человек пришел на разовую консультацию, или на две-три встречи. То в договоре нет необходимости.

Кроме договора, необходимо знать какие принципы необходимо соблюдать:

-конфиденциальность.  Все, что происходит на сессии, является строго конфиденциальным и  не подлежит разглашению третьим лицам.

-советы.  Психолог не дает прямых советов и наставлений. Когда  специалист дает совет, то он выступает  как бы экспертом жизни клиента, а это не так. Экспертом  в собственной жизни является только сам клиент. Психолог может видеть ситуацию со стороны, обратить внимание на тот или иной феномен, но что это значит в жизни клиента - решает только он сам. Психолог не принимает решения за клиента. Способность самому принимать решения, уметь анализировать ситуации и  делать свободный выбор- это цели психотерапии.

На что надеяться не стоит:

- на то, что результат будет мгновенным,

- на то, что вы сможете изменить другого человека или научитесь подстраивать окружение под себя,

- что психолог  (психотерапевт)  «сделает все сам», вам только нужно ему рассказать о своей проблеме. Волшебной палочки и волшебной таблетки не существует. Психотерапия – это процесс, в котором в равной (!) степени ответственны как психолог (психотерапевт), так и сам клиент.

Длительность и регулярность встреч невозможно знать заранее. Все определяется индивидуально. Рекомендуемая частота встреч 1 раз в неделю, в случае необходимости можно чаще.

Оплата работы психолога (психотерапевта).

Оплатить услуги психолога важно для самого клиента.

В жизни у всего есть своя цена. Всем хорошо известно, что больше ценим то, на что приходилось копить деньги. Психолог - это профессия, поэтому за свою работу он берет деньги. Если психолог не берет денег - он берет что-то другое. Бывают случаи, когда психологическую помощь оказывают  не совсем здоровые люди, которые сами нуждаются в помощи. Такую помощь он берет у клиента, в разных формах: признанием себя, зависимостью от себя и т.д. К такому «профессионалу» ходить вредно. В этом случае клиент больше отдает, чем получает.

Бываю случаи, когда специалист устанавливает минимальную оплату за свои услуги. Чаще всего это делают те,  кто имеет минимальный запас знаний  или отдаленное отношение к профессии психолога, но  необходимо набирать опыт психологического консультирования. В таком случае, клиент должен хорошо понимать, что и результат может быть минимальным. Кроме того, клиент, соглашающийся на минимальную плату, оценивает свои проблемы минимально, т.е.  не считает их важными, они для него не значительны.  В таком случае можно вообще не ходить к специалисту, а решить свои проблемы,  поговорив с друзьями, близкими или подождать, может все решиться само собой.

Если проблема длиться более полугода  или собственные попытки справиться не дают желаемого результата, советы друзей и знакомых тоже ничего не меняют, появились проблемы со здоровьем, то лучше не затягивать и обратиться за профессиональной помощью. Всем известна поговорка «Скупой,  платит больше». Каждый человек сам делает выбор: выбор специалиста, выбор оплаты, выбор качества своей жизни.