Адаптация ребенка к условиям воспитания в детских учреждениях

Адаптационный период – серьезное испытание для ребенка до 3,5 – 4 лет. Он не проходит бесследно даже при благоприятном окончании, а оставляет след в нервно-психическом здоровье ребенка. 

Вот необходимые шаги, которые родители должны сделать на первом подготовительном этапе, с целью облегчить адаптационный период ребенка:

- Знакомство с учреждением (зав. ДУ; воспитателями группы, в которую поступает ребенок; программой развития и воспитания; режимом дня, питания; зданием ДУ; детской площадкой и т.д.)

- Беседы и игры с ребенком (о том, как он пойдет в д/сад, что будет там делать; какие там красивые и интересные игрушки; добрые воспитатели; много ребят; вкусная каша и т.д.)

- Посещение ДУ и группы до поступления (узнать, где его шкафчик, стульчик и стол, кроватка; посещение группы вместе с родителями)

Затем настает 2-й – адаптационный этап – собственно прием ребенка в группу детского сада. Малыш приходит в группу на короткое время (до 2 часов), с целью максимально снизить стресс и страх разлуки с родителем.

В зависимости от нескольких аспектов, адаптация может быть 4 видов (по продолжительности):

  1. Легкая – длится 1 месяц

  2. Средняя – длится 2 месяца

  3. Тяжелая – 3 месяца

  4. Крайней степени тяжести – до 6 месяцев и более

К аспектам, влияющим на продолжительность адаптации ребенка относятся:

- Индивидуальные психологические и физиологические особенности ребенка

- Стиль семейного воспитания

- Сформированная (или наоборот, несформированная) ранняя привязанность к матери (или другому родителю)

- Отношения (позиция) родителя к поступлению ребенка в д/сад (если мать высказывает опасение по этому поводу, неуверенна в воспитателях, то это существенно осложняет процесс привыкания ребенка)

- Подготовительный этап (в зависимости от того, пройден он или нет – облегчает или осложняет адаптацию

В период адаптации любого вида может замедляться развитие ребенка: в т.ч. речевое. Нередко ребенок теряет навыки самообслуживания, аппетит, нарушается сон и т.д. Это – острый период. Вслед за ним наступит период компенсации – возвращение на прежний уровень развития. И, как правило, дальнейшее развитие ребенка происходит гораздо быстрее, чем до поступления в ДУ (ускоряется развитее речи, социальных навыков, коммуникабельности).

Практические советы родителям:

Для того, чтобы помочь ребенку поскорее адаптироваться к новой социальной ситуации выполняйте следующее:

- После ухода из д/сада удовлетворяйте необходимые потребности ребенка: в любви (теплые слова, внимательное слушанье, тактильный контакт, контакт глаз) и безопасности (объясняйте малышу, что непременно заберете его (после обеда, сна, ужина), до тех пор, пока он спрашивает (никогда не нарушая обещания) и не в коем случае не пугайте походом в д/сад)

- Давайте ребенку с собой в группу любимые игрушки

- Выстраивайте взаимодоверительные отношения с воспитателями группы (поставьте их в известность об особенностях воспитания вашего ребенка дома, физиологических особенностях и перенесенных заболеваниях, его соц. навыках, оставьте телефон и адрес, оказывайте посильную помощь в группе – так ребенок будет знать, что это и ваш «дом» тоже)

- Прислушивайтесь и выполняйте рекомендации воспитателей

- Придерживайтесь режимных моментов дня и дома:

- сдвигайте подъем в выходные дни не более, чем на 30-40 минут

- разнообразьте питание ребенка, обращая внимание на меню д/сада (включайте разные каши, супы, запеканки, компоты, соки)

- гуляйте с ребенком до обеда и после сна (или ужина), желательно на детских площадках вместе с другими детьми

- продолжайте обучать навыкам самообслуживания (мыть руки перед приемом пищи, одеваться и кушать самостоятельно и т.д.)

- Придумайте ритуал сбора и похода в д/сад (поднимайте ребенка утром в одно время, определите место для его одежды, умывайте (чистите зубы) не более 5 минут, чтобы ребенок не заигрывался, определите путь, по которому будете ходить в садик, сочините короткое прощание с ребенком и приветствие, чтоб ребенок мог поздороваться не только с воспитателем, но и с другими детьми

Родителю не следует:

- Брать ребенка на руки

- Прижимать к себе

- Длительно беседовать с ребенком, перед тем, как отправить его в группу

Если адаптационный период затягивается (более чем на 1-2 месяца, и на более длительное время), это повод для того, чтобы обратиться за помощью к специалисту (воспитателю, психологу).

С целью знакомства с ребенком и его семьей, а так же его более успешной адаптации к условиям воспитания в ДУ и правильной организации воспитательного процесса родителям необходимо предоставить полную информацию о ребенке.

Психолог Екатерина Грибкова